ТОНКИЕ ГРАНИ. МОДЕРН, ДЖАЗ-МОДЕРН, ДЖАЗ И CONTEMPORARY.


Джаз-модерн, джаз, модерн, контемпорари – все эти направления очень похожи, и многие танцоры, как начинающие, так и уже более опытные, задаются вопросом, чем же всё-таки отличается джаз-модерн от джаза и модерна и modern dance от contemporary?

Грани очень тонкие, но они есть и хорошо заметны, если не смотреть на эти танцы со стороны, а проникнуть внутрь каждого из направлений и познакомиться с их техникой и основами.

Танец-модерн и джазовый танец долгие годы развивались как самостоятельные направления.

Соединенные Штаты Америки привнесли в мировую хореографическую эволюцию два художественных элемента: "свободный" танец Айседоры Дункан и афро-американский джазовый танец. Последний был привезен неграми - рабами из Африки, но исторически сложился и эволюционировал именно в США.

Художественная особенность джазового танца - совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных частей тела как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства.

Джазовый танец - это прежде всего воплощение эмоций танцора, это танец ощущений, а не формы или идеи, как это происходит в танце-модерн.

Само слово «джаз» происходит от многих корней, но исследователи склоняются к тому, что оно употреблялось неграми и как существительное и как глагол. В качестве существительного оно переводится как "сила, порывистость, экстаз". А в качестве глагола - "возбуждать, активизировать, восхищать".

Технические особенности джаза:

  • Использование в танце позы коллапса. (характеризуется отсутствием напряжения и вытянутости вверх. Тело свободно и расслабленно, его изгибы немного утрируются, колени согнуты, торс и голова чуть наклонены вперед )

  • Активное передвижение исполнителя в пространстве, как по горизонтали, так и по вертикали.

  • Изолированные движения различных частей тела.

  • Использование ритмически сложных и синкопированных движений.

  • Полиритмия танца.

  • Комбинирование и взаимопроникновение музыки и танца.

  • Индивидуальные импровизации в общем танце.

  • Функционализм танца.

Модерн - целиком детище XX века. В дословном переводе модерн-танец - современный танец. В дальнейшем этот термин стал собственным именем для направления в хореографии. Эта система танца связана с именами великих исполнителей и хореографов, В отличие от джазового или классического танца это направление создавалось на основе творчества того или иного конкретного лица.

В танце-модерн существенным является попытка исполнителя выстроить связь между формой танца и своим внутренним состоянием. Большинство стилей танца-модерн сформировалось под влиянием какой-либо четко изложенной философии или определенного видения мира.

Хореографы-основоположники танца модерн «создали» свои техники, каждая из которых обладает собственной лексикой, языком и стилем, характерными только для их собственной хореографии. Многие из них основали собственные школы модерн-танца. Каждая из техник имеет свои особенности и ключевые моменты.

Вот наиболее известные и активно используемые техники modern dance:

  • Марта Грехем, contraction-release (сжатие – расслабление)

  • Хосе Лимон, работа с весом и гравитацией.

  • Алвин Николас, гибкость и выразительность тела.

  • Курт Йосс – Зигурт Лэдэр, динамика и экспрессия в движении.

  • Рудольф Лабан, анализ и исследование пространства.

  • Эмиль Жак-Далькроз, ритмика и «музыка и движение»

Джаз-модерн танец возник, как новое явления в 70х годах, там же в Америке, и стал синтезом двух направлений – модерна и джаза. Эта школа завоевала приверженцев во многих странах мира. Она как никакая другая позволяет наиболее комплексно воспитать тело танцора, что немаловажно в повседневной практической работе, когда исполнителю приходится сталкиваться с балетмейстерами различного стиля, различных направлений и систем.

Если говорить об отличиях модерна и контемпорари, они ещё менее заметны, чем в случае с джаз-модерном. И contemporary и modern в переводе с английского означает «современный», и, вроде бы, существенных отличий между этими направлениями быть не должно. Но если обратиться к определению contemporary art (современное искусство), одна из его характеристик – смешение используемых материалов и техник, как из музыке, так и в изобразительном искусстве или архитектуре.

Направление contemporary dance появилось значительно позже модерна и отличается от него тем, что оно не предполагает использование какой-то конкретной техники для поиска уникального стиля.

Танцоры и хореографы этого направления не могут ограничиться только классической школой и школами танца модерн, они синтезируют их с самыми разнообразными техниками (йоги, айкидо, буто, контактная импровизация, кинесиология и т.д.). Этот танец практически не имеет границ, как практически безграничны возможности хореографов и танцоров в модерне и джазе.

Каждое из этих танцевальных направлений (jazz, modern, jazz-modern, contemporary) очень многогранно, и лишь углубившись в каждое из них можно прочувствовать и понять грани, которые их разделяют.

Избранные посты
Недавние посты